Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что экономическая нестабильность, динамичные изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой компании должны постоянно оценивать эффективность функционирования системы управления. Эффективную управленческую деятельность на предприятии на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. Традиционно, в отечественной и зарубежной литературе к данным функциям относят функции планирования, организации, мотивации и контроля.
В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий
В условиях рыночной экономики большое значение для развития деятельности предприятия имеет планирование. Оно придает фирме такие качества, как определенность и индивидуальность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.
Целью данной работы является характеристика особенностей планирования и контроля.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- описать теоретические аспекты контроля и планирования в системе менеджмента;
- охарактеризовать функции планирования;
- изучить функции контроля;
- проанализировать систему контроля на примере ресторана «Чайная Ложка».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Важный срез деятельности по управлению (по признаку сроков устранения недостатков по отношению к моментам их появления) был выделен экономистом-теоретиком К.Н. Лебедевым в связи с реконструкцией теоретических основ анализа хозяйственной деятельности: "Управление деятельностью социально-экономического объекта со стороны его субъекта управления делится на текущее управление и экономический анализ - периодическую деятельность по выявлению и исправлению недостатков в работе объекта или его элементов..." [18, с. 53]. Такие виды деятельности, как аудит и ревизия, являются элементами экономического анализа. Точка зрения К. Н. Лебедева приведена, поскольку автор по-новому раскрывает вопросы метода анализа, дает подробную характеристику возможностей методов детерминированного факторного анализа, системного подхода и финансового анализа в экономическом исследовании. В его монографии представлена методика анализа деятельности предприятия, востребованная практикой хозяйственного управления
Важным фактором управления является его деление (по признаку подразделения) на деятельность по управлению, осуществляемую бухгалтерией, плановым отделом, руководством предприятия, цехом N 1 и т.д.
Рассмотренные элементы деятельности по управлению и элементы, выделенные по ряду других признаков, позволяющие уточнить ее содержание, а также соответствующие признаки выделения приведены в табл. 1.
Таблица 1 – Элементы деятельности по управлению на предприятии, выделяемые по основным признакам
Примечание: Источник [11, с. 55].
С учетом приведенных данных о структуре управления уточним содержание функций управления, выделяемых в менеджменте-науке: планирование, контроль и организация.
Планирование – это процесс принятия стратегического решения.
Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
• распределения ресурсов;
• координации деятельности между отдельными подразделениями;
• координации с внешней средой (рынком);
• создания эффективной внутренней структуры;
• контроля за деятельностью;
• развития организации в будущем.
Контроль как функция менеджмента – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль включает:
1) мониторинг, включающий следующие элементы:
- изучение фактов;
- выявление проблемных ситуаций;
2) регулирование, состоящее из:
- процесса принятия решений, направленного на корректировку отклонений;
- организационно-мотивационных воздействий, направленных на корректировку отклонений.
Традиционными недостатками трактовки контроля, стандарт которой также задается западной наукой, являются:
1) исключение из контроля процесса принятия (корректирующих) решений;
2) включение в него самих изменений (корректировки) в среде деятельности управляемого объекта, вызванных управляющими воздействиями, осуществленными в контроле;
3) неуказание того, что контроль включает (в качестве последнего этапа) управляющие организационно-мотивационные воздействия.
На самом деле, согласно определению американских ученых С.П. Роббинса и М. Коултер, контроль есть процесс отслеживания рабочей деятельности, направленный на то, чтобы гарантировать, что она ведется в запланированном порядке; данный процесс включает также корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений [25, c. 219].
Заметим, что из состава контроля оказались исключенными те элементы процесса решения проблемы, которые уже получили характеристику при рассмотрении концепции функций управления, а именно планирование (процесс принятия решения), организация и мотивирование, но как элементы решения стратегической проблемы. Фактически эти недостатки характеристики контроля можно рассматривать как результат подсознательного стремления избежать повторения при освещении концепции функций управления. Это наводит на мысль о целесообразности выделения в рассматриваемом срезе деятельности по управлению не четырех, а двух функций управления, к которым относятся:
1) планирование в широком смысле;
2) контроль, имея в виду, что и та и другая включают процесс принятия решений, организацию и мотивирование, а контроль - еще и мониторинг среды функционирования управляемого объекта.
Еще один недостаток характеристики в менеджменте-науке организации и мотивирования, в том числе осуществляемых в контроле, - в качестве их объекта рассматриваются только элементы внутренней среды предприятия. Между тем управляющие воздействия на объекты внешней среды в стратегическом управлении являются обязательным элементом соответствующих воздействий, а в корректирующем - средством предотвращения негативных внешних воздействий на деятельность управляемого объекта.
Организация – это целевое объединение ресурсов; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение научно-технической, экономической, социальной и др. сторон деятельности любого предприятия. Она непосредственно направлена на упорядочение деятельности менеджеров и сотрудников. Позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, статус, задачи, полномочия и ответственность каждого должностного лица и структурного подразделения предприятия.
Таким образом, если функция планирования отвечает на вопросы что делать, что предпринять, что предвидеть и т. д., то функция организации ставит вопросы, кто и как будет реализовывать планы предприятия. Данная функция является средством достижения целей организации.
Итак, обобщим теоретические концепции, представленные в данной главе.
Важным фактором управления является его деление (по признаку подразделения) на деятельность по управлению, осуществляемую бухгалтерией, плановым отделом, руководством предприятия, цехом N 1 и т.д.
Контроль включает:
1) мониторинг, включающий следующие элементы:
- изучение фактов;
- выявление проблемных ситуаций;
2) регулирование, состоящее из:
- процесса принятия решений, направленного на корректировку отклонений;
- организационно-мотивационных.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афиногенов Д.А., Воронин В.В. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 13 - 17.
2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. М.: Экономика, 2014. 361 с.
3. Бородуля, Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико- экономический журнал. - 2015. - № 5. - С. 20-24.
4. Бизнес-план «Чайная ложка» на 2018 год
5. Будович Ю.И. Экономическая теория и счетоведение о функциях управления, соотношении и взаимосвязи бухгалтерского учета с функциями управления // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 41. С. 2 - 16.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2015. – 296с.
7. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2015. 400 с.
8. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии. - М.: Академический проект, 2010
9. Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике //Вестник международных организаций. – 2012. – №. 2. – С. 101-117.
10. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 6-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2012. 416 с.
11. Гукова О. Н. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2012
12. Дафт Р.Л. Менеджмент / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2015. 655 с.
13. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии; Дашков и Ко - Москва, 2012. – С. 203-205
14. Дурнев Р.А., Жданенко И.В. Оценка трудоемкости НИОКР: некоторые результаты нормирования научного труда // Компетентность. — 2013. — № 7.
15. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества. М.: Олимп-Бизнес, 2010.
16. Коллективный договор «Чайная ложка»
17. Кузнецова В.В. Труд руководителя организации. Правовое регулирование: монография / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2016. 156 с.
18. Лебедев К.Н. Проблемы и перспективы науки "Экономический анализ": Монография. М.: МАКС Пресс, 2013. 599 с.
19. Маркетинговый отчет «Чайная ложка» за 2017 год
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2014. 432 с.
21. Новицкий Н. И., Пашуто В. П. Организация, планирование и управление производством / под. ред. Н. И. Новицкого. М.: Финансы и статистика, 2017. 576 с.
22. Официальный сайт «Чаяная ложка – http://www.teaspoon.ru/
23. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – С. 157-163
24. Программа развития «Чайной ложки»
25. Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2014. 880 с.
26. Стрелкова Л. В., Маркушева Ю. А. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
27. Тысячникова Н.А. Организация процесса стратегического планирования // Управление в кредитной организации. 2013. N 1. С. 15 – 28
28. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Учебник для ВУЗов / Под ред. А. Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2014